Трудный год РЖД. Но колеса продолжат крутиться к прибыли

Кризис, как социальное явление, не искореним. Он проявляется по-разному и не везде. Но 2008 год, считает инвестиционная компания Firbo Capital, особо прошелся по ОАО «Российские железные дороги». Итоговых цифр пока нет, но чистая прибыль компании в 2008 году снизилась практически вдвое по сравнению с планом.

 

         На начало 2009 года в РДЖ строились прогнозы по сокращению своих сотрудников на тридцать процентов, это 390 тысяч железнодорожников, среди которых львиную долю составят представители офисов. Что из этого получилось, узнаем в следующем году. А к началу текущего стало известно об утверждении без изменений Правительством инвестиционной программы РЖД. Если в ноябре 2008 г. ее согласовали на уровне 434 миллиардов рублей при жестком сокращении доходов на 70 млрд. руб. от падения на 6 % грузоперевозок, то в декабре появились новые планы ее урезания до 255 миллиардов. Для сравнения. «Газпром» в 2009 году выделил на собственную инвестиционную программу свыше 920 млрд. руб. Сокращение планировалось достичь путем вынужденного уменьшения объемов грузоперевозок почти на 20 % без снижения пассажиропотока. Как сравнивает ряд российских аналитиков эту цифру с предыдущими результатами, аналогичное снижение в 2008 г. достигло 28 процентов, что говорит о видениях Минтранса несколько исправить ситуацию с РЖД в текущем году. Итоги выполнения этих заданий будут ясны позже. А пока эксперты Firbo Capital Москва (см. сайт Firbo.ru) констатируют сложность поставленных перед Российскими железными дорогами задач в выполнении спущенных свыше цифр. Так, если в середине 2008 года безработица по России составляла 5,8 процента, то в марте этого года она поднялась до 8,5 %. В органах занятости числилось более двух миллионов человек. В целом на текущий год аналитиками прогнозировалось увольнение работников на трети всех предприятий страны, причем по секторам экономики этот показатель самым максимальным казался у металлургов – до половины людей. А если сравнивать, то по железнодорожному транспорту, указывают аналитики ФИРБО Капитал, увольнение в 30 % – тоже весьма существенное, а в абсолютных цифрах тем более много. И все же успехи у «железки» явно имеются. Пока колеса продолжают крутиться. И, судя по всему, этот уходящий год для нее станет завершающим с точки зрения преодоления экономических кризисов.

 

Осветить свой анализ деловой активности ОАО инвестиционная компания Фирбо Капитал предлагает с начала года. Например, с февраля.

В последнюю неделю этого месяца делегация РЖД посетила Китай, где прошла встреча руководства железных дорог стран Азиатского региона. В переговорах участвовали мы в лице зам.начальника Забайкальской ЖД, Китай, Монголия, Казахстан, Северная Корея и Вьетнам. В итоговом документе утвержден план перевозок на 2009 год. По сравнению с прошлым годом, когда, например, из России в Китай перевезено почти 29 миллионов тонн грузов, а обратно – в одиннадцать раз меньше, на этот год запланировано поднять грузооборот на шесть процентов.

Далее следует вспомнить 2003 год. Тогда Федеральная служба по тарифам ввела графики гибкого регулирования пассажирских тарифов на дальнее следование. На этот год график предусматривал 18-разовое снижение цен на билеты на десять процентов по отношению в целом к 2009 году и на четверть по отношению к прошлому году.

Но первым действительно заметным успехом РЖД в первом квартале 2009 года, считает Firbo Capital, стало привлечение необеспеченного иностранного кредита на полмиллиарда долларов. Его выдал английский банк Barclays Bank PLC.

В начале апреля появилась информация о планах железной дороги закупить новые пассажирские вагоны улучшенного комфорта типа RIC для международных путей сообщения. На закупку двухсот вагонов компанией выделилось два миллиарда рублей. Договор с ОАО «Тверской вагоностроительный завод» подписан в августе этого же года со сроком полного его исполнения в 2014 году. Первая поставка вагонов ожидается через три года.

В привязке к этой новости Фирбо Капитал инвестиционная компания отмечает, что износ имеющихся у РЖД вагонов данного международного класса, коих имеется 232 штук, уже составляет 80 процентов.

В апреле текущего года поступила оптимистичная обновленная информация о сокращении железнодорожников. Теперь планировалось сократить 53,7 тыс. человек из 1,2 миллиона работающих. Это 4,4 %. Большая часть из них составила пенсионеры. Такие попытки сохранить коллектив особо актуальны на фоне сокращения заказов со стороны металлургии и промышленности на 19 %.

С апреля РЖД приступило к фирменной перекраске своих вагонов.

В мае РЖД объявило о начале продажи по интернету с июня билетов на пассажирские перевозки.

С июня 2009 года российские и иностранные пассажиры увидели новые фирменные пассажирские поезда класса «премиум». Их основная суть в комплектации состава в виде одного вагона «люкс», трех вагонов «СВ», десяти – «купе», двух плацкартов и одного вагона-ресторана. Во второй половине года такие поезда начали обслуживать шесть маршрутов, все из Москвы.

В начале июля Правительством выделено три миллиарда рублей помощи отечественным железным дорогам на обновление имеющегося вагонного парка. В задачах РЖД увеличить свои закупки пассажирских вагонов на 16,6 процента. Соответственно, указанные деньги путем расширения основных фондов пополнят уставной капитал российских железных дорог. В него войдут новые 75 вагонов купе и 16 плацкартных вагонов.

Если первый кредит РЖД из-за границы оказался самым первым для российских компаний в 2009 году, то в июле перевозчик застолбил свое лидерство путем получения второго кредита. Им стал необеспеченный десятилетний заем от Европейского БРР тоже на сумму полмиллиарда долларов. Любопытное в этом то, отмечают эксперты Фирбо капитал, что это а) первое для ЕБРР сотрудничество с российскими железными дорогами, б) самый крупный кредит банка среди всех компаний России.

С августа в РЖД появляется функционал повышения качества обслуживания пассажиров в виде запуска собственного корпоративного телевидения. Свидетельство регистрации получено компанией в конце ноября текущего года.

С 17 декабря запущен, как отмечает компания, первый скоростной электропоезд дальнего следования. Это «Сапсан». Правда, отмечает ФИРБО инвестиционная компания, он наполовину, если не больше, состоит из немецких комплектующих. Маршрут движения – от Санкт-Петербурга через Москву до Нижнего Новгорода.

И в завершение предварительные цифры финансово-экономической деятельности ОАО «РЖД» за 2009 год.

Пока известно, что добиться выхода в плюсы компании не удается. Только за этот месяц, по прикидочным данным, снижение пассажиропотока составило около 17 процентов. По дальним перевозкам ожидается уменьшение перевезенных пассажиров на десять процентов. В пригородном сообщении снижение наблюдается еще большим. Кстати говоря. В 2009 году РЖД лишено прямого доступа к пассажирам по пригородным маршрутам. Исключение сделано лишь для Москвы. По остальным направлениям перевозки отданы в руки частным компаниям. Видимо, отмечают в Фирбо капитал, Правительство и Минтранс решили заодно и их поддержать.

И еще. В 2009 году РЖД закупило 355 новых локомотивов. В 2007-м их закуплено 319 штук.

Пассажирских вагонов приобретено 643 единицы, в 2007 – 743. Грузовых – 8 тыс. и 40 тысяч соответственно. По электричкам – 643 и 895.

А вот по инвестициям иной оборот дела. В этом году в них вложено 265,7 миллиардов рублей, тогда как в 2007 году – 80 млрд. В 2006 – 53 миллиарда. Так что есть, есть повод у РЖД иметь оптимистичные прогнозы на 2010 год на фоне уж совсем кризисного 2008 года.

  Subscribe  
Notify of