Контроль цен на топливо стоит миллиарды. Виновна система?

В СМИ заговорили о потерях для бюджета страны от сдерживания цен на топливо. А сдерживание цен на хлеб обойдется в триллионы. А если говорить об удержании стоимости молока, так это вообще несметные величины. Странная логика, удивляются аналитики столичной инвестиционной компании Фирбо Капитал. А если удерживаться от повышения зарплат госчиновникам депутатского уровня, да еще привести их в соответствие со среднестатистическими зарплатами в России, так такой вариант сдерживания вообще не поддается анализу.

А всему виной два фактора, говорят эксперты Фирбо Капитал, и по ним вполне резонно сокрушаются некоторые отечественные аналитики. Среди таких, кто узрел скрытое хитросплетение в российском ценообразовании топлива на автозаправочных станциях, выступает некий блогер москвич Петр Шкуматов, основатель «Лиги избирателей».

По мнению П.Шкуматова повышение цен на бензин связано с действиями Правительства, прямо или косвенно заинтересованным в недопущении низких цен. В унисон с ним работают нефтяные компании, готовые продавать нефть и нефтепродукты только туда, где дороже платят и меньше налоги. Именно такой механизм ценообразования и создало Правительство, уверен Шкуматов, когда выгодно отгружать углеводороды за границу, чем продавать их в России.

Если в двух словах, приводят расчеты блогера аналитики Фирбо Капитал, то получается следующая картина. До внедрения налогового маневра, говорит он, в России действовала другая формула определения цены на углеводороды. Так, отпускная для нефтяных компаний цена на топливо образовывалась, среди прочего, из ее себестоимости плюс налог на добычу полезных ископаемых. При этом дальнейшая экспортная накрутка в 30 процентов приводила к следующему удорожанию продажи барреля нефти за рубеж. Однако внутри страны экспортной пошлины не существовало, что и определяло относительно низкую стоимость углеводородов для отечественного потребления при отсутствии потерь для компаний.

Новая внедренная Правительством формула нефтяного маневра привела к обратному эффекту, подчеркивает мнение Шкуматова Фирбо Капитал. Экспортная пошлина сведена на нет, зато налог НДПИ возрос до уровня 100 %. В результате экспорт черного золота за границу стал приносить нефтяным компаниям прибыль, а его продажа внутри страны – убыток. Приводит московский блогер и расчеты в подтверждение своей правоты, однако аналитики Фирбо Капитал не считают нужным своего читателя ими утруждать. Главное здесь – вывод.

А вывод таков – по принуждению Правительства нефтяники, дабы не оказаться в убытке, вынуждены поднимать собственные цены для российских АЗС. Что мы и наблюдаем за последние время.

Мало того, добавляет Фирбо Капитал, в такой ситуации заинтересован и МВФ, пригрозивший нашей стране всякими неприятностями, если Правительство решится изменить формулу ценообразования и пойдет на существенное снижение цен на топливо для населения.

А потому, глобального удешевления, конечно же, не будет, уверена Фирбо Капитал. А вот попытки стабилизации растущих цен имеются. Как известно, в Правительстве собираются снизить акцизы на топливо и внедрить иные механизмы.

В ответ на попытки ручного регулирования нефтяные компании потребовали от Правительства компенсаций за свои убытки в случае снижения на 10 % цен на топливо внутри страны. Как указывается в ответ, в Минэнерго уже работают над законопроектом, удовлетворяющим требования всех сторон конфликта. Компенсация, уточняет Фирбо Капитал, должна ежегодно составлять 200 миллиардов рублей. В чем тогда смысл всех этих действий для бюджета государства, вновь загадка. Наоборот, новые расходы.

Как говорится, наваяли, наворотили. То ли опыта мало управлять громадным государством, то ли частная собственность с частной прибылью тому виной. Ведь если на небе зажигаются звезды, значит, это кому-то нужно.

  Subscribe  
Notify of